Личность любого человека можно разделить на 2 части: идентичность, или то, что мы думаем о себе, и репутация — то, что о нашем поведении думают коллеги.
Hogan в бизнес-среде измеряет именно репутацию с двух сторон:
Опросник Hogan Development Survey (HDS) оценивает 11 моделей деструктивного поведения, которые распределяются по 3-м кластерам:
Деструкторы в разных комбинациях по всем 3-м кластерам крайне негативно влияют на квинтэссенцию лидерства — способность выстраивать и управлять работой высокоэффективной команды.
Однако крайне важно отметить несколько важных моментов по поводу деструкторов:
Опросник HDS используется в двух случаях:
Есть 5 последовательных ступеней работы или управления деструктивным поведением:
Выявление деструкторов у бизнес-лидеров, последующая работа с ними в коучинговом формате – важнейший элемент развития.
Последовательная работа с деструкторами позволяет в буквальном смысле предотвращать карьерные трагедии, снижать риск неудачных решений в бизнесе, помогает более экологично управлять командами и достигать устойчивых результатов в бизнесе.
Мы все слышали или сталкивались с термином «токсичное лидерство/ токсичный лидер и т.д.». Человек становится токсичным не потому, что он принимает радиоактивную пищу на завтрак, а именно потому, что в структуре его личности есть определенные деструкторы, которые и делают его токсичным.
Тему токсичного лидерства лучше раскрыть через описание так называемого Токсичного Треугольника. Не все знают этот термин, однако все мы с ним встречаемся каждый день.
В верху треугольника находится токсичный лидер с определенным набором деструкторов. В нижнем правом углу треугольника — 2 категории подчиненных: a) податливые – они никогда не перечат своему вожаку и делают то, что он «прикажет» b) соучастники – подчиненные, обладающие такими же чертами что и вожак, усиливая токсичную среду.
В нижнем левом углу треугольника находится так называемая (и очень понятная всем) коррупционная среда со своими классическими древнейшими характеристиками, которая благоволит тому, чтобы токсичный лидер наверху безнаказанно и осознанно демонстрировал свои деструкторы.
Как видите, токсичный треугольник — это не что-то из мира фантастики, мы все встречаемся с ним или же… являемся его частью в той или иной роли.
Ценность инструмента Hogan HDS состоит в том, что мы с высокой точностью имеем возможность оценивать 2 грани это треугольника, тем самым приближаясь к тому, чтобы делать организации более здоровыми и эффективными.
С одной стороны, предприниматели это не какая-то особая каста людей, которые очень сильно отличаются от другой категории населения и профессионалов. С другой стороны, их отличает определенный набор личностных характеристик, ценностных мотивов и предпочтений, которые помогают им в постоянно меняющейся бизнес-среде достигать результатов, падать, ошибаться, подниматься, вставать и двигаться дальше.
На рынке есть определенный набор инструментов, который позволяет видеть предпринимательский потенциал. Сейчас начинают появляться компании, которые заинтересованы в том, чтобы в корпоративном формате выявлять способности сотрудников с предпринимательскими способностями и характеристиками.
Hogan в силу своего многогранного подхода к оценке личности дает возможность достаточно точно измерять предпринимательский потенциал.
Что такое предпринимательский потенциал? Под этим термином мы подразумеваем определенную модель, которая была создана нами на основе научных исследований коллег из США и Великобритании, и эмпирические наработки на основе опыта и большого количества проектов в нашей базе, где физически присутствуют результаты более тысячи предпринимателей РФ малого, среднего бизнеса, а также крупных предпринимателей.
Поэтому под предпринимательским потенциалом мы предполагаем 8 очень конкретных измеряемых моделей поведения.
Важно отметить, что это не взятые из воздуха или из головы какого-то эксперта факторы. Это исследования коллег из Великобритании и США, основанные на работе с тысячами российских предпринимателей малого, среднего и крупного бизнеса. И важный момент — эти факторы являются измеряемыми. То есть любого начинающего предпринимателя мы можем оценить по этой модели и посмотреть, насколько он является предпринимателем по шкале от 0 до 100.
Есть люди, у которых предпринимательский потенциал развит на 45%, а есть, у которых — на 95%. Это очень разные люди. Мы можем каждую ступень оценить и понять, какой из факторов у него низкий, можно ли его развить и нужен ли ему бизнес-партнер, который будет компенсировать слабые факторы.
С этой точки зрения структура и модель Hogan’a является единственной на рынке, которая способна высокоточно измерять предпринимательский потенциал и заниматься его развитием.
Еще одна область использования инструмента Hogan — оценка управленческой команды. Это очень большая тема и её стоит освещать отдельно. Пока кратко опишу основной принцип.
Предположим, что у нас есть управленческой команда из 10 человек. Руководитель этой команды и все ее участники обязательно проходят оценку и заполняют опросники Hogan. Далее по определенному математическому алгоритму мы соединяем все результаты в единое целое для того, чтобы понять, что важно команде, что неважно, иначе говоря — понять мотивацию команды, субкультуру, основные ценности. А также базовые сильные и слабые стороны, ограничения, основные деструкторы.
Проводя данную аналитику мы получаем очень качественную информацию, которая используется для индивидуального консалтинга с руководителем команды. У нас есть индивидуальные результаты руководителя и полная картина по команде. Руководитель команды должен быть в курсе контекста, в котором живет команда. Он должен знать стратегические цели, тактические цели, все проблемы, с которыми сталкивается бизнес, рынки и так далее.
Для чего это нужно?
Для того, чтобы обсуждать конкретные балансы и дисбалансы, которые есть в команде, обсуждать, какие управленческие решения, в том числе и непопулярные, по людям могут быть проведены, обсуждать, какой дефицит по людям есть в команде и понимать на основе бизнесовой реальности и потенциала команды, сможет ли эта команда достичь поставленных целей и что необходимо сделать для их достижения.
Еще один вариант применения Hogan — это проведение качественных стратегических сессий с использованием командной аналитики или коротких воркшопов, чтобы решить накопившиеся болевые вопросы.
Как видите, сфера использования системы оценки Hogan многогранна и применима для любых управленческих и бизнес-задач.